Основы предпринимательства - Обучение для школьников взглядом инженера

РАСШИФРОВКА ВИДЕО:

00:00
Мы в Институте бизнеса и Информационных технологий пробуем расширить работу со школьниками и к профильной подготовке, которая у нас ведется по общеобразовательным предметам и программированию, добавить основы предпринимательства в этом есть и необходимость, и запрос и так почему же школьникам надо знать о предпринимательстве почему сформировался такой запрос зачем это надо и почему это придется делать

00:29
Многие, кто обучался в NBIT по математике и физике, по программированию и информационной безопасности, хотят сделать свой стартап или понимают, что навыки работы с компаниями им нужны. Или они хотят делать свой проект и быть предпринимателями. Либо пытаются понять, как это все работает и когда они будут сотрудниками, программистами или аналитиками.

00:58
Им пригодятся навыки о том, как работают компании и корпорации, как существует бизнес. С другой стороны, существует запрос от взрослых. Да, это некоторая сложность с мотивацией, когда мама привела учиться. Или когда корпорация говорит, что, ребята, нам не хватает студентов, поэтому приготовьте нам школьников, которые способны у нас работать.

01:26
Но такой запрос есть и с ним можно работать. Причем это могут быть как предприниматели, которые хотят обучить наследников и продолжателей своего дела, так и люди, понимающие, что на сегодняшний день знания о предпринимательстве – это базовые навыки, которые полезны в дополнение к профессиональным силам, чем бы ты не занимался. Также у нас есть опыт сотрудничества с некоторыми общественными организациями.

01:56
от благотворительных фондов до фонда поддержки предпринимательства, которые тоже понимают важность этих навыков и понимают необходимость раннего образования в предпринимательской сфере. Что мы должны не только учить человека выполнять какие-то узкопрофессиональные действия, сделать из него программиста или дата-сайентиста, маляра или швю, а и понимать, что нужно отдавать ценность обществу.

02:24
и за это ты будешь что-то получать. Что трудовое взаимодействие это основа цивилизации. Ну и самое интересное для меня часть, это сформировался некоторый слой молодых людей, у которых есть запрос на свой стартап, когда молодая девушка говорит, я буду в твоей группе, я хочу быть инженером. А молодой парень говорит, что важно обеспечивать исследование. И давай сделаем это вместе. А другой утверждает, что

02:53
История интересна не только ему, а он может рассказать так, чтобы это было интересно другим и понимает, что нужно для успеха этого проекта. Это самые интересные ребята. Инициатива и настойчивость самая важная часть таланта. И эти ребята важны еще и потому, что именно они могут сделать это массовым. Что опыт лидеров важен для их ровесников.

03:21
Это тот возраст, когда сепарируется от родителей, и мнение своей тусовки важнее, чем мнение взрослых. Поэтому одновременно мы попытаемся формировать два вектора. Самые базовые навыки, которые нужны всем, такой себе предпринимательский ликбез, и дать возможность самым перспективным ребятам реализоваться и реализовать свою идею. Какие цели для этого видятся важными? Сформировать у подростка понимание.

03:49
что он живет в индустриальном обществе, которое держится на взаимодействии людей, на том, что ты производишь какую-то пользу и в обмен общество дает тебе какие-то блага. И что большинство полезных или интересных взаимодействий идет в сообщество. Собрался ли ты потусить или собрался ли ты что-то сделать? Это люди, либо близкие тебе по ценностям, либо объединенные теми же задачами.

04:17
либо которые осваивают те же навыки. И как одно из самых важнейших сообществ, с которым приходится взаимодействовать, это трудовой коллектив. И даже фрилансеры все равно участвуют в каких-то коллективах. И это очень важно правильно понимать, осознавать себя как часть коллектива, иметь навыки, выживать в коллективе, с комфортом обустраиваться и результативно взаимодействовать. И здесь же команда как часть коллектива

04:47
или не обязательно. Это те люди, с которыми ты взаимодействуешь более плотно, у вас есть общие цели и задачи, и какие-то ресурсы для того, чтобы эти задачи решать и цели достигать. И командное взаимодействие очень важная часть, чтобы ее прокачать. И как очень важно для человека сообщество, это его семья. Сейчас родовые устои немного расшатаны, но это не снижает их важность.

05:15
поддержка и стабильные отношения в семье тоже важны для предпринимательской деятельности. Мы рассматриваем здесь вопросы личностные и психологические только в рамках предпринимательской деятельности. И естественно вся деятельность нужна для того чтобы человек реализовался как личность и в том числе как опорная часть. Это профессиональная реализация, которая дает человеку ресурсы для развития и ценностные опоры. И чем раньше люди начинают это понимать, тем

05:46
И это тоже нужно объяснить школьникам на понятном для них уровне, в интересной для них форме и в тех порциях, которые они могут переварить. И каждый из этих направлений имеет как внешнюю сторону, какие требования, какие возможности, и как их правильно понимать. И внутреннюю сторону, какие навыки, какие ценности нужны, чтобы этим требованиям соответствовать, эти возможности реализовать.

06:15
предпринимательский курс. Это понимание, что предприятие это часть общества. Да, есть политологи, социологи, философы и фасилитаторы, но есть и базовые навыки, которые и понятны, и необходимы в юном возрасте. Какие личные навыки нужны для того, чтобы стать успешным предпринимателем? Как устроено цифровое предприятие? Из каких частей оно состоит? Как они взаимодействуют?

06:44
для достижения целей, какие при этом встречаются трудности, какие есть риски. Важное направление – это основы цифровизации предприятия. Есть сейчас и полностью цифровые виды бизнеса, создающие новые отрасли в экономике. Но и традиционная промышленность и предпринимательство требуют цифровых навыков, они стали обязательными. И информационная система, и цифровая коммуникация, экспертные системы искусственного интеллекта.

07:14
На сегодня это базовые навыки для встраивания человека в общество. И опорные моменты по этим направлениям, что если мы говорим о предприятии в обществе, то это не хаос и джунгли, это какой-то порядок и правила взаимодействия. Но одновременно это множество возможностей, которые дает тебе общество, что кто-то уже построил дорогу, по которой ты пойдешь в школу или на работу, кто-то уже построил эту школу и офицентры, кто-то уже...

07:44
добывает электроэнергию, которая основа и виртуального, и реального бизнеса. Есть необходимые компетенции, без которых невозможно предпринимательство. И чем раньше их начать осваивать, тем лучше. И одна из основных компетенций предпринимательства – это навыки взаимодействия. Как цифровые, так и традиционные. Я много раз употреблял слово «навыки», но навык – это именно то, что ты умеешь делать.

08:12
И сколько бы у тебя не было подчиненных, какой бы ты не был руководитель, сколько бы ты нанял себе помощников или передал на олдсорс, все равно есть вещи, которые придется делать самому. Есть вещи, которые полезно делать самому. Именно им и будет посвящено несколько занятий. Если мы говорим о понимании предприятия, то нужно представлять себе его структуру, из чего она состоит, как эти части взаимодействуют, что для них важно.

08:40
Какие есть проблемы и возможности каждой части предприятия? Что предприятие состоит из сотрудников? Что это может быть более важная часть, чем оргструктура или оборудование? И что очень важна команда? И что рабочие коллективы команды – это не одно и то же? Что есть сотрудники, которые пришли просто поработать? А есть те, которые разделяют с тобой цели и ценности? И то, и другое нормально. Нужно просто уметь к этому правильно относиться.

09:09
И как основу цифровизации надо разобрать и показать молодежи. Какие информационные системы и зачем применяются на предприятиях? Какие существуют платформы, которыми можно сейчас воспользоваться? Как сообщества переходят в цифру и существуют в цифровом мире? И профессиональные, и потребительские, и объединенные в корпоративных интересах, и в частных. Какие существуют сервисы?

09:38
Как им правильно пользоваться? Каким из них можно извлечь выгоды? Как их правильно встраивать в бизнес? И чем за это придется заплатить? Вот эти четыре направления мы считаем магистральными. И разработали для этого линейку обучающих курсов. Что мы решили включить в обучающую программу. Какие слои? Во-первых, это теоретическая подготовка. Все-таки это обучающие курсы. Теория дает возможность понимать, зачем тот или иной навык.

10:07
дает возможность ориентироваться. В каком-то объеме нужно давать обзорный материал, чтобы не было слепых или черных зон. Где-то теория должна дать общее понимание, помогающее справиться с частными случаями. Где-то она должна показывать взаимосвязь, чтобы какие-то задачи либо навыки не казались ненужными. Но общий ориенкир...

10:34
теоретическая база важнее, чем какие-то локальные прорывы. Практика без теории слепа, теория без практики мертва. Поэтому мы ориентируем подготовку, в первую очередь, на практические навыки, которые пригодятся в жизни, и особенно для тех ребят, кто задумал свои проекты и пытается их реализовать. Ну и к тому же практика закрепляет понимание теории.

11:03
дольше помнится. Кроме того, мы видим очень слабое место в методике преподавания. Этого не хватает очень ученикам, именно интерактивной работы. Мы наблюдали, какие уроки больше всего ценят ученики. Это именно там, где идет взаимодействие преподавателя и ученика, где есть обратная связь, где есть маневрирование контента и где есть...

11:29
понимание, что преподаватель тоже может ошибаться и что ошибки это нормальная часть деятельности. История предпринимательства, безусловно, должна быть частью обучающих курсов. Что русская инженерная школа делалась не только в Шарашках и Гулаге. Что русская инженерная школа веками обеспечивала технологическое лидерство во многих областях. Что предприниматели и инженеры всегда были в почете.

11:56
что русские предприниматели это не только угрюм река или олигархия, наслаждающиеся издевательством над прислугой всякими бедными лизами, что бизнесмены и инженеры это те, кто строят современное общество, дают нам возможность жить, и русская цивилизация, и русская культура имеют инженерную и деловую школу, достоинную и изучения, и уважения. Не менее важно...

12:25
привлекать действующих предпринимателей. Это и мотивирующий фактор как успех. Это и возможность перенять какие-то практические навыки от тех людей, кто вызывает доверие. Многие преподаватели слышали, если ты такой умный, то почему же ты небогатый. И еще масса причин. Либо эти предприниматели имеют какие-то узкие и специфические навыки в какой-то из областей и готовы поделиться с ними молодежью.

12:55
Но есть еще тысячи причин, почему мы привлекаем действующих предпринимателей к обучению. Часть занятий мы обязательно проводим на основе работы в группе. Это и формирование способностей высказывать и отстаивать свое мнение. Это и коллективная работа в режиме мозговых штурмов и фасилитаций. Это взаимодействие, взаимоподдержка. Это и обучение тем методикам, которые имеют только коллективное применение.

13:23
Поэтому часть занятий рассчитана на групповую работу. И обязательно нужно пребывать правильные навыки работы с инфраструктурой, участие в экосистемах, что бизнес не делается сам по себе, человек не живет сам по себе, и что правильное взаимодействие со структурами, государственными, общественными, частными, которые крупнее твоему бизнеса и помельче, это очень важная часть работы. И мы видим, что

13:53
Об этой части тоже надо рассказать молодежи, а может быть чему-то и научить. Это тема, которые должны обязательно войти в курс о личных навыках предпринимателя. Какие-то вещи предпринимателю нужно делать самому, он их делает как исполнитель, ему нужны какие-то компетенции и скилы. Совершенно отдельные компетенции – это способность руководить коллективом и возглавлять команду.

14:21
есть какие-то общесистемные базовые навыки, которыми надо владеть на достаточном уровне, чтобы быть успешным предпринимателем. А если конкретнее, то это навыки самопрезентации. В любой деятельности, особенно в предпринимательских, навыки правильно донести свою позицию, правильно презентовать свой продукт, свою возможность, убедить своей полезности, сделать это красиво и эффективно. Это важно. И мы выделяем это в отдельную тему.

14:50
Сюда же мы относим донесение важности ораторских навыков, потому что предпринимателям приходится выступать публично, и для большинства людей это стресс, и у многих это недостаточные навыки, что препятствуют реализации экспертности и плодотворному взаимодействию. И отдельно выделяем практическую работу по работе с презентациями, так как она требует выяснения базового уровня.

15:17
она требует достаточно серьезной теоретической подготовки, практики, анализа, обратной связи, выяснения уровня подготовки, что у кого-то он недостаточный и ему надо хотя бы минимально дополнительно обучиться, а у кого-то наоборот талант, и ему надо прокачать, и возможно ему нужно пройти специализированный курс. Ну в общем, пока что бизнес не живет без презентации. Но видео контент все больше теснит.

15:46
другие виды подачи материала, в том числе и в бизнесе. И поэтому мы считаем неотъемлемой частью предпринимательской деятельности как понимание того, как снимается видео, как монтируется видео, как презентуется видео, как сделать его красивым, как сделать его понятным, какие задачи может выполнять видео, а какие лучше не надо, в каких случаях предпочтительно рассчитывать на видео-подачу, а в каких случаях выбрать другие формы.

16:15
Это тема отдельного занятия. Ну и работа с текстом тоже выделяется в отдельное занятие, потому что до сих пор опорная часть бизнеса – это документация, и техническая, и юридическая, и организационная, и протокольная. И писать понятные, полные, связанные тексты – это неотъемлемый навык предпринимателя. И для того, чтобы проверить, прокачать и понять важность работы с текстом,

16:44
мы выделяем отдельные занятия. В отдельные занятия мы выделяем подготовку мероприятий. В любом бизнесе важен event management. Понимать, как проводятся мероприятия, критерии их успешности, ключевые моменты, различные виды мероприятий, их эффективность в тех или иных случаях. Это важно, и мы выносим это в отдельное занятие. Работа с нейросетями, генерация графического и текстового контента, понимание возможностей

17:14
ограничение искусственного интеллекта, его применимости в разных профессиях и разных задачах, его перспективах и ограничениях. Это на сегодняшний день магистральная тема и мы считаем, что она должна быть особо выделена. База управления проектами, понимая, что крупные задачи требуют разделения ресурсов, требуют разделения ролей, требуют выставления приоритетов.

17:41
работы с непредвиденными обстоятельствами и рисками и для предпринимателя это ключевой навык, поэтому обзор работы с проектами мы выделяем в отдельный урок, что будет полезно каждому, а может кто-то решит для себя быть проектным менеджером и изучить это направление глубже. Планирование и тайм менеджмент, управление временем. Время это самое сложное в управлении ресурс.

18:10
Многие успешные предприниматели именно приоритизацию и управление временем считают основой своего успеха. Это важно как в быту, так и в управлении, взаимодействия с другими людьми и особенно в руководстве коллектива. Когда ты отвечаешь не только за эффективность личного времени, но и за правильное применение времени сотрудников.

18:37
навыков, которые нужны предпринимателю как руководителю коллектива, какого-нибудь бизнеса или компании. Это основы команды образования, как формируется коллектив для выполнения какой-то задачи или достижения какой-то цели, как он взаимодействует, как живут и развиваются команды, как они добиваются успехов или проваливаются. Мы выносим это в отдельную тему.

19:06
Отдельные занятия мы посвящаем разбору ролей в команде, как они между собой взаимодействуют, универсальные навыки либо специализированные, переход ответственности, персональные групповые метрики. Все это надо донести в понятном для молодежи виде, потому что это важно и это может быть самая сильная сторона поколения Z.

19:31
это то, что они могут взаимодействовать в команде. Они очень быстро собирают какие-то тусовки, коллективы, синхронизируются по взаимодействию, по ценностям, либо собирают целевые сообщества. Поэтому надо отдельно рассмотреть групповые роли. Но самая сложная часть работы руководителя это управление делегированием, как в личном плане, что ты не можешь сделать всего.

20:00
вынужден перепоручать. Так и в управлении бизнесом решить что сделаем самостоятельно, а что перед одним партнером. Это и для взрослых-то сложная тема, поэтому мы будем ее тоже рассматривать отдельно, как одну из опорных тем для становления руководителя. Общебазовым навыкам в первую очередь мы относим кибербезопасность. Это не значит, что за один урок

20:28
мы научим бороться с хакерами или разрабатывать антивирус. Но мир изменился, мы живем в цифровом мире. Это дает нам не только новые возможности, а и новые угрозы. Где-то молодежь научилась противостоять им самостоятельно. Мы учим детей, которые уже родились со смартфонами. В каких-то случаях никто не понимает, что делать с этими угрозами, а что-то делать надо. И поэтому мы выделяем тибер-безопасность

20:58
в отдельную тему, в которую включаем базовый курс. И мы дадим какие-то начальные навыки, а кто-то посчитает возможным либо необходимым изучать их серьезнее. Сюда же цифровая гигиена, как правильные способы цифрового взаимодействия. Границы реального и виртуального миров стираются, формируются новые навыки, новые форматы взаимодействия, расширяется удаленка, формируются новые виды и контента, и взаимодействия.

21:27
новой профессии. Это требует и какого-то нового этикета новой культуры работы. И какие-то базовые вещи уже понятны. Крупные организации проводят множество исследований. И частично уже понятно, чему мы будем учить детей, как эффективно взаимодействовать в цифровом мире. Ну и финальная тема, но она должна входить частично в другие и рассматриваться отдельно.

21:56
Это и фрагменты ТРИС – теории решений изобретательских задач, навыки фасилитации, мозгового штурма, в том числе и навыки отсекать неэффективные гипотезы. Так как многие из молодежи нацелены на реализацию своих проектов, уместно ли их называть стартапами или нет, но креативность – это одно из достоинств молодости, и есть методы, как ее развивать и упорядочивать.

22:26
Более подробную информацию мы собираем на странице сайта HRM365.ru slash pupils или раздел в меню для школьников. Заинтересованных лиц призываю объединить усилия или как говорят у хипстеров заколабиться. Можно также присылать вопросы, критику и дополнение. Пишите, звоните. Всем добра! Давайте вырастим достойную смену!

22:55
Пусть наши дети будут лучше нас. Ну не в смысле, что мы чем-то плохи, а в смысле, что дорожку, которую мы протоптали, они проложат дальше.


Основы предпринимательства - Обучение для школьников взглядом инженера
IT_InBIT April 24, 2024
Share this post
Tags
Archive
DFT психология цифровизации 00