Зеркало
Rutube
Этот доклад
Дублирующий канал на Российской видеохплатформе.
Группа VK ВКонтакте
Этот доклад
Группа #UDM в социальной сети с дублями видео и комментариями.
Расшифровка доклада:
Моё почтение, Дамы и Господа!
Мы начинаем очередную онлайн-конференцию. Назвали мы ее «Новый сезон», потому что надо готовиться к деловому сезону, очень с нее начнется движуха. Есть очень важные тренды, вынуждают нас готовиться. Во-первых, чтобы войти в сезон "с разбегу", Россия работает три месяца в году – октябрь, ноябрь и апрель. Второй вопрос, что есть два важных тренда.
00:30
Первое, идет хайп по поводу искусственного интеллекта, и он уже однозначно пошел вниз. И уже понятно, что большинство решений не принесли, что ожидания завышены. С другой стороны, есть вещи, которые работают, их могут тоже вот это на волне разочарования, потому что мы точно также внедряли когда-то ERP и MES, что типа я пробовал ваш ERP, и ничего, оно не работает, типа дрянет. То есть сейчас даже на...
00:58
кривой Гартье есть этот, ну то есть отскок, они его нарисовали сами. Он дошел на нас. С другой стороны, с другой стороны мы уже видим, что есть хаос и его надо как-то сделать. Искусственный интеллект тут не поможет, потому что бардак, помноженный на мощность компьютеров, производит мегабардах. Это привело к тому, что есть очень большое недоверие к айтишникам.
01:26
Мы начали об этом разговаривать несколько раньше, то есть год назад. Сейчас об этом говорят вслух. Кто-то говорит мягко, что IT не оправдала завышенных ожиданий. Кто-то говорит конкретно, что IT-директор это теперь не помощник, а кровопийца, шантажист и бездельник. И вот это два основных тренда, потому что есть все рабочие инструменты и никто не отменял рабочие подходы к упорядочиванию своей
01:55
есть все искусственный интеллект, нет искусственного интеллекта, все равно дела должны быть в порядке. Поэтому кроме инструментов мы рассматриваем и проектный менеджмент и другие методики. Почему конференция сегодня? Понятно, что лето, понятно, что все заняты своими делами, кто-то еще в отпуске, кто-то готовится в школе, просто что меня завтра день рождения и я решил, что в пятницу не буду ничего делать, я поговорю с хорошими людьми.
02:25
важным вопросом. Поэтому вот сегодня посвал умных ребят обсудить те вещи, которых мне хотелось бы разобраться больше. Кому кажется, что это недостаточно, ну сегодня день государственного флага тоже как бы повод выпить. Ну или как-то отметить. Мне к сожалению так себя алкоголик завидует тем, кто может напиться и всего это хаоса не видеть.
02:52
Мы уже не раз говорили, что тема года 25-го — это смерть экспертизы. Мы уже прошли летом медиано, что в ранее искусственного интеллекта генерация мусора превысила половину, то есть сейчас из того контента, который генерирует генеративный искусственный интеллект, мусорный контент, либо ошибочный контент, либо намеренно сгенерированный сеткой, то есть для меня иллюзия сети, смещение сети.
03:21
галлюцинация сети, сарказм сети — это разные вещи. Ну, то есть они разные технологические, они разные по результатам, они разные по тому, как с ними бороться, как их использовать. И выяснилось, что когда у нас есть какие-то вопросы организационные, что у нас нет достаточно чистых данных, у нас нет доменной экспертизы, мы не слышим тех людей, которые разбираются и учим, кормим искусственный интеллект мусором.
03:49
Гарбачин, Гарбачаут, то есть получаем на выходе тоже мусор. Мы уже обсуждали какие-то там технологии с этим борьбой. Мы понимаем, что есть и технологии на темной стороне, в том числе призываю, если будет атака на конференцию, не пугаться, мы потом все это вырежем. И я, например, не боюсь гей-порн, а через экран они мне ничего плохого не сделают.
04:16
Мы понимаем, что есть очень серьезный тренд на использование синтетических данных, то есть когда люди в своей деятельности, ну сейчас две основных треков, что мы не запустив новое, сломали старое. есть даже так делают все, шведы, американцы, то есть людей уволили, поставили искусственный интеллект, получили премию, потому что мы сократили людей, внедрив это, да, то есть показали экономию, получили премию.
04:41
Через полгода у нас пошел отток клиентуры, либо падение деятельности, мы тех же людей нанимаем обратно. Иногда те же люди возвращаются с доплатой на те же должности. То есть есть и более хорошие примеры. Например, IBM уволил HR и нанял инженеров. Очень хороший тренд. Но есть и тренды, когда пытаются вернуться на старые модели бизнеса, которые они сломали. Ну и всегда должен быть запасной вариант. Я спрашиваю, а что будет, если вдруг VPN отключат?
05:11
А что будет, если вдруг не будет интернета, как все это? Ну и люди не хотят об этом думать, потому что думать это больно, мозг съедает. Так вот, но с этим надо как-то жить, и мы понимаем, к сожалению, самый главный вопрос — это то, что производители искусства интеллекта...
05:34
Они видят себя кряклами и хотят, что мир должен признать величие того, что они генерят вот этот вот мусор, не понимая и не задумывая, что надо бизнесу. Бизнес немножко более здравую занимает позицию, потому что уже пришло понимание, осознание еще не пришло, но понимание того, что придется нормальную покупать экспертизу, это хороший тренд этого года. Уже люди, которые рулят процессами, у кого ключи от холодильника.
06:01
Они понимают, что придется нанимать специалистов. Но борьба идет страшная. Не буду говорить, что это Сбербан, который приходит проконсультироваться за пирожок. И при их дуджетах я говорю, вы дайте человеку на университет полмиллиона, чтобы он семью кормил и занимался вашей проблемой. Он вам проблему решит. И уже даже в мае было обещание, что на следующей неделе мы этот вопрос уладим. Прошло уже очень много недель, вопрос остался.
06:30
Поэтому мое видение такое. Поэтому я пойду сегодня поговорить об этом с Кондратьевым вечером и принимаю кое-какие меры, чтобы получить твердые опоры. Мы провели конференцию по искусственному интеллекту. У нас там был Антон Кошелев. Урфу меня удивил в хорошем смысле. И наоборот...
06:52
Все попросили провести еще одно такое мероприятие, а точка кипения позавчера отказала нам в пространстве, они боятся слова «психология», то есть в названии было слово «психология». И нам зарубили мероприятие. Но, так как я увидел на мероприятии, что ребята из «Универа» хорошо разбираются, мы вот такую задачу взяли. Посмотреть, где на схеме производства могут быть интересные решения искусств интеллекта. Что работает, что не работает.
07:22
что готово, что надо исследовать, где положительные кейсы, где отрицательные, для чего есть инструменты, для чего нет инструментов, их надо искать, для чего данные набраны, для чего надо собирать, для чего антология построена, для чего ее надо строить. В том числе книжку, которую я с удивлением нашел и я не читал, во главе с таким интересным человеком, как Тереслегин, попытались...
07:47
Собрать, кстати, вот видите, шрифт уехал, индусы, Powerpoint, индусы этот, я этот слайд скопировал с той презентации, шрифт уехал. Вот вам и весь искусственный интеллект. В том числе, чтобы понимать масштаб катастрофы, когда я решил найти флаг, то в выдаче было все что угодно. Там были флаги других государств, написал флаг, Россия, ГИФ, потом написал большой.
08:12
Он мне выдавал и маленькие флаги других государств, и вообще не флаги, и флаги не России, и все такое прочее. И вот если мы построим производство на вот таких основах, ну далеко эти самолеты не улетят. Скажем мягко. Теперь вернемся к антологии. Есть даже вот видите попытка, то есть нашлись люди, это я понял три издания, то есть для чиновников, для инженеров и для хипстеров.
08:41
Так вот, кто эту систему пытается разобрать даже инженерную антологию? То есть переосмыслить русскую инженерную школу и весь вообще вот этот подход. И поэтому я попросил Сергея Францевича, который имеет на это время и вдохновение, и он уже занимался. То есть собрать вот эти вот, сделать обзор, собрать какое-то решение, как-то их разложить по полочкам, по возможности структурировать. Это будет наш первый доклад.
09:09
Но так как меня выгнали из екатеринбургской точки кипения, я с горя поеду на Казань Digital Week. Там меня принимают гораздо лучше, как бы у них для меня табуретка находится. Кстати, это интересный тренд, что Ельцин Центр хотят почикать. Интересно почикают, кто-то его втихаря пытается приватизировать, а кто-то этот. Но во всяком случае, второй конференции в Ельцин Центре по искусству интеллекту у нас не будет. И я собираюсь в Казань.
09:38
Я выступал там в прошлом году, было все классно, я даже не успевал все со всеми познакомиться, всеми задружиться, было очень интересно. Ну и да, в Казани можно приехать на травалаторе из аэропорта в экспо в Екатеринбурге, единственный экспо-центр, из которого нельзя уехать в аэропорт.
10:00
Почему я вспомнил про Казань? Потому что еще в 2019 году мы не знали. Но теперь я понимаю, что если все хорошо, значит мы на шах от пропасти. Но когда все было хорошо, и нам приезжали там, начиная отойти директора Джея, до выступала министр инновации Норвегии, там лицефривизация. И мы не понимали, куда все катится, что через год мы будем сидеть в карантине.
10:28
Уже тогда было понимание, нет какого-то универсального инструмента, что надо строить, прорабатывать всё и строить гибридные модели. Что да, у нас есть ЛЛМки, но они никак не от... Значит, что можно не учить арифметику, как сейчас думают очень многие. Это не значит, что во всех случаях искусственный интеллект будет лучше, чем гифуры или сплайны. И так дальше.
10:56
Вот это доработанный слайд с 2019 года. Тогда, спасибо Камазу, они сделали профильную секцию и было, то есть разнесли на две секции. И одна секция была посвящена именно обработке данных. С другой стороны, понимание есть, что ВОЗ и ныне там. ищут суперсредства, что вот все было машинное обучение, теперь мода прошла, теперь все верят генеративку.
11:25
То есть люди не хотят смириться с мыслью, что придется работать. Вот такая вот вещь. С одной стороны классно, что какой я умный, я еще 5 лет назад это понимал. С другой стороны, за 5 лет существенно в методологии мы не продвинулись. Инструменты подросли. Но есть уже примеры, потому что мы и сами используем мультиагентные системы и видим, как используют другие.
11:51
И мы видим, как сейчас пытаются интегрировать, задружить классическую математику, какие-то проверенные методы, оптимизация, и искусственный интеллект найдет свое место. Пока что статистика такая, 5 % решений по искусственному интеллекту отбили свои деньги. Но это на Западе. Вот такая вот ситуация. То есть об этом начали говорить открыто.
12:18
Первый нас выступит Сергей Францевич, и он упорядочит те решения, которые по МЕСу. В том числе, что интересно, он уже делал доклад, что когда 11 функций МЕС и Буржуи поняли, что мы идем не туда, и вернулись из этого тупика, Россия пошла в этот тупик, и в нем достаточно серьезно застряла, что мы как-то упустили то, что буквально спустя 4 года мировое сообщество пошло в другом направлении.
12:45
Пару раз это пытались продвинуть, там цифра, еще кто-то, но почему-то эта тема задвинула. Потом обещал подтянуться к Яну Ивановичу и рассказать нам про мозг «Абельмет».
13:01
У нас выступал их шеф, показывал интересные решения. Это интереснейшее предприятие, я буду их представлять. Сейчас акцентируюсь на том, что когда-то у нас был клуб предприятий, и мы показывали решения, то есть что работает, что не работает, как это практически влияет на реальное производство, на реальное предприятие. Теперь вот, ну, у нас больше экспертов и вендоров предприятия по каким-то причинам стали показывать свои успехи гораздо скромнее.
13:31
Но я слышал великолепный доклад там, где я был модератором, и Иоанн Иванович делал крутой доклад. Он вызвал и понимание того, что вот люди все делают правильно, это какая-то ментальная опора, что мы думаем так же. И некоторые удивительные вещи, например, они решили пилить свой планировщик.
13:55
И вот он обещал сегодня прийти и показать как они практически применили то 4 решения он готовил в презентации. Но потом у нас будет open-source-ная группировка по тем же вопросам, что инструментарий более развитый. Я использую Odu, я не адепт Odu, мне не нравится эта кривая глючная фигня, но она создает именно устойчивость.
14:23
То есть то, что все под контролем, независимо от вендора, то, что это решение можно балансировать, то есть надо, ты какой-то модуль выпиливаешь и меняешь на более совершенный. Не надо, ты быстренько делаешь вот вот надежный дедушкин велосипед. Хотя сейчас выйдет версия на искусственном интеллекте, потому что Оду выкупил Альфабет и пытается навязать им.
14:47
Они разделили свой доклад на две части, потому что вот так они работают. Сейчас Скворцов работает основном как архитектор решений, как аналитик и как руководитель разработки. Коробков работает как руководитель внедрения и пытается нести культуру в массу.
15:06
Потом у нас будет доклад про пакетно-узловой метод, интереснейший для меня вопрос, потому что кто-то упрекает, да это же советская тема, то есть что ее типа в это, то есть это уже было. Так, было, да, было такая ситуация, когда люди читали газеты, когда инженеры могли пользоваться штангельциркулем, когда в космос запускали на логарифмической линейке.
15:29
И когда человек мог на глаз прикинуть какие-то вещи. Сейчас я спрашиваю у людей соотношение веса, многие школьники не знают свой вес. И допустим не может сказать, а сколько в нем ведер весу, и какой процент голова весит от его веса. Ну и тут есть и методологическая вещь, хотя это стройка. Тут есть два момента. То есть и методологически я понимаю, что эта тема должна быть синхронизирована.
15:59
Личное, потому что мне пришлось поработать на стройке, хотя я дискречик. И сейчас, я смотрю в окно, меня слева и справа два строительных объекта, и не знаю, мне смеяться или плакать. И мне жаль тех людей, которые за это платят. То начинают дорогу, которую бросили недостроенные, и миллиарды государственные создают только грязь, которая портит ботинки. То есть вот это, то есть начать раскопать и бросить, это русская тема. И незавершёнка, я помню, как мы...
16:28
коронили Чебоксарский тракторный, что незавершенно убило очень многие предприятия. Мне бы хотелось с этими ребятами синхронизироваться, то есть жирная тема, как говорит молодежь. И еще есть момент, что они при этом пилят свой софт, хотя вроде бы по проектному управлению полно софта и полно готовых решений. Ну вот Максим Олегович, нам об этом мы его и расспросим, он нам расскажет про пакетно-узловой метод.
16:56
Я вас призываю переступить через то, что это стройка и к производству не имеет отношения. Очень имеет. Те же боли, те же технологии. И люди начали понимать, что между майонезом и кремом для ног больше общего, чем между таблетками и производством водки. Медицинским кремом и таблетками. То есть, что у нас в одном предприятии могут быть...
17:22
разные модели и наоборот у нас в разных матраслях могут быть одинаковые модели и поэтому вот так как я считаю проектный подход на предприятие базовым элементом то есть он должен быть всегда особенно на маленьких предприятиях то вот эту тему я и уговорил их выступить александра валерьевич придет тоже рассказывать про продуктовый подход это еще более важная история потому что
17:52
Во-первых, я признаю и уважаю то, что он-то чем занимается. Это сейчас очень важная искусственная интеллекта. Но сейчас он решил взять тему с продуктовым подходом. Я очень это приветствую.
18:05
Потому что это мой личный ужас. Я и так живу в ментальном аду. В бытовом раю и в ментальном аду. То есть я пошел, нарядные девушки, красивые угощения. И все говорят, продажи, продажи, продажи. И они убивают рынок. Потому что не понимают, что вопрос, чтобы были продажи, сначала должен быть продукт, который несет пользу. То есть как вот эту отстроить потребительскую ценность. Потом как сделать каналы удобными для потребления. И вот, кстати, про код нуртолог могу сказать хорошее, что они...
18:35
упирают в продукт больше, его продвижение. И, к сожалению, другие ВКС сделаны еще хуже. Ну и то вопрос, что Антон Александрович пообещал структурировать и начал вот эту тему, это вот хороший пример, потому что нас очень многие...
18:57
Университеты бы отстали от жизни и живут в каком-то своих аллюзиях или там показываешь презентации там 15-летней давности или еще хуже учат студентов там по учебникам 30-х годов. Я не имею в физику и математику, наоборот, то есть физику по перышки ну лучше учить.
19:18
А вот то, что университеты опять пытаются вернуть себя центр знаний и практический подход, Урфу меня удивил в положительном ключе. То есть там два года назад я строил прогноз, что у них будет всё плохо. В положительном смысле они меня удивили. И вот Антон Александрович взялся структурировать. Он и сам работал в практической отрасли, он занимается этим как научный работник.
19:44
Он участвует во всех этих движухах, целый новый кампус построили под программированием. Ну и Уральская школа Екатеринбург был столицей программистов. И вот мы опять вернем формат сигарные комнаты и коллективно обсудим, где же вот решение по искусственному интеллекту надо применять на предприятии. Он взял систему структурировать.
20:11
Ну и есть понимание, вот это кусочек моей схемы, что, допустим, тот же цифровой ассистент, это целая история, которой еще и надо, самая важная часть, это аркистратор, то есть как эти куски заставить между собой работать. Что если мы берем подход, что вот искусственный интеллект должен решать для нас задача, а потом переводить бабки в крипту и отправлять на наш аккаунт, но это так себе история.
20:37
Если мы понимаем, эти люди пришли на работу, что они делают, чего мы от них ждем, вот тут мы уже можем дать им кучу всяких инструментов. В том числе и искусственный интеллект, в том числе и языковые модели, в том числе и генеративку. Для сторонник более сложных схемы, когда мы раскладываем все по полочкам, по кусочкам, выясняется, что каждый кусочек от этого слона сожрать как бы проще. Но сейчас...
21:06
Речь не о моих разработках в искусственном интеллекте. Пора переходить к докладам и напоминаю вам о правилах. Прошу включать микрофон только когда собираешься что-то сказать.
21:22
Прошу обходиться друг другу вежливо. У нас же все-таки клуб джентльменов, да? И прошу оставаться на позитиве, несмотря от того, согласны вы с кем-то или не согласны. И вопрос упирать больше на вопросы, потому что это очень мешает развитию отрасли, что приходит человек с готовым решением, приходит заказчик и говорит, надо вот так. И потом он только пытается обосновать свое решение, держится за свое решение.
21:52
Обычно контролируют беседу, те кто задают вопросы. Но это уже выше пилотаж. Поэтому я призываю вас воздерживаться от оценок, особенно от критических. Хвалить можно, особенно от зумеров. Мало конференций. Есть специальная кнопка, как поддержать выступающего.
22:12
и сделать упор на вопрос. Именно для этого надо собираться в реал тайме, чтобы можно было задать человеку вопросы, которые волнуют прямо сейчас. И то, что важно для меня и рекомендую всем, это именно расширение опыта. Потому что у любого человека есть серые зоны. Всегда есть в какой-то области человек, который больше тебя понимает. Всегда есть какой-то другой взгляд на вещи, и это дает развитие, это дает стереоэффект.
22:42
настолько, что ну так получилось, я же программист. Программист не может не быть шизоидом, как сказал Махновский. Так вот, я это включил в обязательный свой скрипт и ментальный, и программный. То есть, когда человек что-то говорит, чем не согласен, я задаю себе вопрос, а что если он прав? Есть вторая часть скрипта, а что блея если нет? То есть, когда даже человек говорит, я согласен, это то есть все равно вот эта ветка
23:12
Анализа, она обязательна. А что если мы вместе заблуждаемся? Считаю, что когда человек делится опытом, это особо ценно. Ну, что же делать? И будем готовы к кибершторму. То есть, если сейчас набегут и показывают какие-то видосики нехорошие, будем их исключать. Так что прошу оставаться в хладнокровии. А сейчас я хочу передать делу alt-tab, перехожу в конференцию.
23:41
ты передай его слово Сергею Францевичу.
Начните писать здесь...